Четверг, 05.02.2026, 21:03:42 | Приветствую Вас Гость

ОРЕНБУРГ 2012

Главная » 2010 » Ноябрь » 11 » «Где бы не находился, всегда думал о своей малой родине»
16:54:53
«Где бы не находился, всегда думал о своей малой родине»


На днях ушел из жизни наш земляк Виктор Степанович Черномырдин. О нем скорбит вся страна, а особенно Оренбуржье, где Черномырдина знают не только как влиятельного политика. В память об обычном парне из сельской глубинки, ставшим один из первых лиц государства, «Комсомолка» публикует самые сокровенные воспоминания его родных и друзей.

Танцевал танго и играл Онегина

- После известия о кончине Виктора было столько звонков отбывших одноклассников из Самары, Орска, Оренбурга. Все признаются, что ушло что-то большое, которое ничем уже в душе не заменишь, словно что-то оборвалось внутри. А ведь следующим летом исполняется 55 лет со дня окончания школы, мы все хотели собраться в Черном Отроге. Только уже не в нашей саманной маленькой школе, а в той, на которую мы, десятиклассники, лишь кирпичики таскали. Обидно, что теперь нашего главного весельчака и заводилы не будет, - вздыхает одноклассница Виктора Степановича Екатерина Ильинична Клевцова.

Виктор Степанович был самым видным парнем в классе, да и во всей школе - высокий, плотно сложенный, колоритный. Он, как магнит, притягивал к себе людей.

- Мы с ним дальними родственниками друг другу приходимся - через шестое колено, - продолжила Екатерина Ильинична. - Моя девичья фамилия - Черномырдина. Наши предки приехали в село Черный Отрог в 1827 году из Рязанской и Воронежской областей. Жили в домах напротив. В школе два параллельных класса было, такие дружные. Все время гурьбой по деревне ходили. Нам по 15 лет, а мы в сугробах валяемся, в снежки играем. А после в валенках, полных снега, вваливались гурьбой к классной руководительнице Валентине Васильевне Савченко, которая вместе с учительницей физики жила на квартире у одной из учениц. Она нас поила чаем с печеньем, отогревала, а потом все вместе рисовали стенгазету.

Каждую субботу в черноотрожской школе проходили тематические вечера - химические, физические, литературные.

- Электричества тогда не было, мы в школьный коридор приносили карбидную лампу, ставили ее на окно, затаскивали деревянные козлы, на которых дрова пилят, на них доски укладывали. Это была сцена, на ней разыгрывали произведения из школьной программы. Например, Виктор Степанович Чадцкого, Онегина играл. А еще он был заядлым гармонистом. Стоило ему взять в руки тальяночку, как сразу все затягивали украинские песни. Самая любимая песня Черномырдина была «На старинном варшавском вокзале станционный гудок прогудел». А после мы танцевали вальс, фокстрот, танго. Некоторые из мальчишек цыганочкой хвастали. На Новый год вместе фонарики на елку, маски делали. Из старых бабушкиных юбок и бус наряды придумывали. По реке Сакмаре из Башкирии обычно сплавляли лес, и ребятня ловила несколько бревен, связывала их камышами и путешествовала на таком плоту. А еще весной, когда из-за разлива разбирали мост, соединяющий Черный Отрог с другими селами, по реке ходил паром. Он перевозил людей и запряженные лошадьми телеги в больницу, сберкассу, правление. Ведь до 1958 года деревня считалась райцентром, здесь даже своя газета была и поезда останавливались, - вспоминает оренбурженка.

- Как учился? - Екатерина Ильинична на секунду задумывается. - Как все мальчишки. Нам ведь тогда не до книг было. Жили плохо. Главное - нужно было родителям по хозяйству помочь. Всю осень на сенокосе да на уборке картофеля пропадали.

Виктор Степанович был еще и спортсмен: играл в футбол, волейбол, очень любил лыжи.

- Мы с физруком Петром Тихоновичем Пономаренко ходили зимой на гору. Черномырдину и еще нескольким мальчишках доверяли лыжи с креплениями, а нам на ремешках доставались. Бегали наперегонки. Мы, девчонки, старались потом победителю конфетку сунуть, - улыбается Екатерина Ильинична.

Семья Черномырдиных не считалась в деревне зажиточной, хотя у них было определенное преимущество - с их улицы двое мужчин вернулись с фронта, на других же жили лишь вдовы с детьми. И отец Виктора - дядя Степа, как его величают в селе, всем помогал: кому сена привезет, кому дров наколет.

- Помню, пацанами были, его отец на полуторке водителем работал. Деревенским женщинам, у которых мужья не вернулись с фронта, возили дрова и сено. Прямо у забора вываливали и уезжали, порой односельчане даже и не догадывались, кто им таким образом помогает, - делится воспоминаниями детства Владимир Иванченко. - С тех пор и осталась та самая доброта к людям, с которой он шел по жизни. Никогда Виктор Степанович не подчеркивал своим поведением, что он государственный деятель, для всех он был простым, открытым, доступным. У него в Москве есть комната, в которой часто останавливаются нуждающиеся в крыше над головой люди. Однажды спросил у Виктора Степановича: «Кто сейчас у тебя живет там?» Он мне отвечает: «Если честно, имени не знаю, знаю лишь то, что женщина с ребенком из Оренбурга, которая приехала в столичную клинику, а остановиться негде».

На родине был частым гостем

В Черном Отроге Виктор Степанович бывал по нескольку раз в год, ни одного праздника не пропускал. Благодаря ему в прошлом году в селе побывали президент страны Дмитрий Медведев, известный французский писатель Морис Дрюон.

Каким бы плотным не был рабочий график Черномырдина, в нем всегда находилось время

для встреч с друзьями, посещения родной школы.

Сельчане единогласно заявляют, что именно Виктор Степановичподнял Черный Отрог с колен.В перестроечное время, как и многие российские деревеньки, он стал разваливаться: школа и больница обветшали, забор на кладбище покосился, никому ни до чего не стало дела, да и денег не было.

Сейчас Черный Отрог - образцово-показательное село. Здесь и школа с больницей новенькие, все дороги заасфальтированные.

- Виктор Степанович не жалел ни сил, ни средств, - говорит почетный гражданин Оренбурга, друг детства Черномырдина Владимир Иванченко. - Сейчас на центральной площади в Черном Отроге возвышаются огромные ели, которые он привез с Севера, когда работал газовиком в Тюмени. Где бы Черномырдин не находился, в первую очередь он всегда думал о своей малой родине и заботился о ее процветании.

Последний раз Черномырдин был в селе летом этого года. Открывал спортивный зал при школе. Черноотрожская школа - едва ли не первая сельская школа, где появился компьютерный класс. В здешнем музее до сих пор хранится самая первая ЭВМ, которую еще в начале 90-х сюда лично привез Виктор Степанович.

Еще один друг Виктора Степановича Иван Федорович Прядкин вспоминает, что в свои последние приезды в село Черномырдин любил ходить на речку:

- По нескольку часов могли гулять по берегу. Он на родную природу налюбоваться не мог. Мы с ним расстались, когда в армии по разным частям раскидали. Потом 15 лет не общались, а встретились на каком-то совещании, когда я председателем колхоза в Воздвиженке был, а он уже директором газоперерабатывающего завода. Обменялись адресами. Стали дружить семьями. Он с женой и детьми в гости ко мне нагрянул уже спустя несколько месяцев. Жена для него курник большой приготовила, это его любимое блюдо. Хоть и ехать недалеко, а помню, заднее сиденье его рабочей «Волги» все подушками было завалено - дети спали дорогой. Потом мы к ним в гости ездили в Оренбург - у них квартира была на улице Челюскинцев. Что особенно поразило, это какая у него жена - заботливая женщина. Дети в ней души не чаяли.

На детей супруги никогда не кричали. Если и сделают замечание, то сразу улыбка виноватая на губах появляется.

«...обувалась-одевалась семья за счет пуховых платков»

Несколько лет назад в Оренбургском книжном издательстве вышла книга «Земляк» о Викторе Степановиче и его жизни в родном селе Черный Отрог. Особенно трогательно о детских и школьных годах брата рассказала младшая сестра Екатерина Степановна, учительница одной из орских школ.

После десятилетки поехал Виктор поступать в летное училище. Хотел стать военным, как старший брат Николай. Не повезло Вите, волновался, давление подскочило. Не прошел он в летчики и вернулся домой.

На семейном совете решили отпустить Виктора к Александру в Орск. У него в городе уже комнатка была в доме на улице Горького. Жил там Александр с молодой женой, но комнатушка в доме им уже была тесна. Как только подвернулась возможность, обзавелся земельным участком под дом на улице Одесской.

Кстати, на улице Одесской рядышком стояли два дома Черномырдиных.

- Отец с матерью, Виктор с семьей, а потом и мы с мужем жили в доме рядышком. Дружно, спокойно, без суеты. Так было в Черном Отроге, этот же уклад сохранили и в городе. По дому, хозяйству у каждого были свои обязанности. Корову, свиней, кур держали. Кормить свиней, чистить сарай - это числилось за Витей. А зимними вечерами пух козий обрабатывали - и от этого никого не освобождали. Считайте, обувалась-одевалась семья за счет пуховых платков, - рассказала о жизни семьи Екатерина Степановна.

Когда Виктор Степанович закончил школу, переехал жить в Орск к старшему брату Александру.

- Поступил в техническое училище. Получил профессию машиниста установок нефтепереработки. Идет на завод по специальности. Работа, что ни есть физическая. Потом призыв в армию. Служил на Дальнем Востоке. Под конец службы удача улыбнулась - перевели его с товарищами в Домбаровку, всего несколько сотен километров от Черного Отрога.

И года после армии в холостяках не проходил - от девушек отбоя не было.

Не монашествовал, влюблялся. В школе нравились молодые и красивые учительницы: то преподавательница немецкого языка, то физики, старался успевать по их предметам и получал отличные и хорошие оценки.

В свои сердечные дела Виктор сестру Наталью посвящал, у них разница в возрасте подходящая. Мне же мама, как только они на танцы принарядятся, приказывала: «Пригляди, с кем и куда направляются! И чтоб недолго».

Делать нечего, докладывала. Да и самой же любопытно было. А женился Виктор в 1961 году, под самый конец года.

С будущей женой Валентиной Виктора Степановича познакомил друг Иван Дмитриевич Шипилов.

- Я рано женился. И у моей жены была подруга Валя. Жила она с мамой. Валя в швейном ателье работала, мать - уборщицей в районном суде.

Красные даты календаря в те годы большими компаниями отмечали. Вот и собрались мы седьмого ноября после городской демонстрации у меня в комнате коммунальной квартиры. Говорил же, моя жена и Валентина подружками были. А какой праздник без подруги рядом. Надо же и ей жениха присмотреть, - рассказывает…

Вот и присмотрела Валентина. Да и Виктор оказался не промах. Приметил ее. Со свадьбой не тянули. В Новый год и справили.

Просмотров: 741 | Добавил: curik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Архив записей
Погода Оренбурга
Яндекс.Погода
Время
Курс Валют
Информер курс валют
ТелеПрограмма